Регистрация  |  Войти
логотип ООО Вэбула
+7 (8412) 25 12 77
+7 (927) 375 12 77

Применение QR кодов в рознице

Применение QR кодов в рознице

Телефонизация платёжеспособного населения уже приближается к 100%. Это предоставляет новые возможности ретейлерам для взаимодействия со своим покупателем.

Одной из технологий, позволяющей наладить контакт с покупателем, является применение двумерных штрих кодов «быстрого отклика» – QR кодов.

Что такое QR-коды?

QR-коды (“Quick Response”) это графические изображения (штрих-коды), формирующиеся по специальному алгоритму, позволяющему сканеру штрих-кодов распознавать элементы штрих-кода, а программе обрабатывать и выдавать информацию, заложенную в данном штрих коде (например: визитка, текст, чаще всего ссылка).

Отличием QR-кода является то, что он активно применяется для считывания камерой мобильного телефона и обработкой программными средствами мобильного телефона. Хотя использовать QR-кодирование в иных целях (например, идентификации продукции, складского учёта) никто не возбраняет. QR-технология бесплатна, можно бесплатно формировать двумерные штрих-коды (используются бесплатные программные средства, в том числе онлайн), а программы («читалки, ридеры»), считывающие информацию, распространяются как бесплатно, так и платно.

В общем техника использования QR-кода такова: человек запускает программу-«читалку» на своём телефоне, наводит камеру на штрих код, после чего программа переводит человека на интернет страничку.

На сегодняшний день, ввиду доступности и пока некоторой недешёвости NFC-технологии, QR-коды это лучший инструмент для взаимодействия с «мобильным» покупателем, связи между реальным миром и цифровым. Однако данная технология предъявляет некоторые требования к уровню знаний покупателя и его мобильному телефону. Дело в том, что считывание QR-кодов покупателем возможно только при установке специальных приложений, так же работу этих приложений должен поддерживать телефон, что совсем не гарантируется дешёвыми или старыми моделями.

Почему важно подумать об использовании QR-кодов

Высокая конкуренция, растущие требования покупателей к ретейлерам требуют новых подходов в коммуникации с покупателями, продвижении своего бренда и реализации товаров. QR-технология предоставляет дополнительные возможности во всех этих направлениях. Да, сегодня QR-коды не самая массовая технология в рознице, но как говорил Уэйн Гретцки: «хороший хоккеист бежит туда, где шайба, великий хоккеист бежит туда, где шайба будет». В случае с розничной торговлей многим понятно, где «будет шайба». Подумайте сами о следующих фактах:

  • Всё большее количество покупателей (особенно при выборе дорогих, технически сложных товаров) перед покупкой проводят интернет-исследование по ценам, характеристикам и отзывам.
  • В скором времени большее количество интернет-активности будет осуществляться через мобильные устройства, а не через настольный компьютер.
  • Почти все покупатели, приходящие в магазин, имеют мобильный телефон.

Это не говорит, что за QR-технологиями будущее, однако на сегодня это простой и дешёвый способ наладить коммуникацию с покупателем через мобильный телефон.

Варианты применения QR-технологии в ретейле

  • Предоставлять информацию через QR-код покупателю, который скачал стандартную QR читалку.
  • Взаимодействовать с покупателем при помощи QR через созданное самой компанией приложение, которая кроме данной функции будет предоставлять покупателю дополнительные возможности.
  • Использовать QR-коды в складском учёте (ведь эти штрих-коды просты в применении, бесплатны): маркировка, приёмка, хранение, реализация товара.
  • Другие пока менее распространённые варианты использования, например, в технологии дополненной реальности.

image
Есть стандартные действия, которые можно заложить в QR-код практически любой программой-генератором и которые будут выполняться при считывании данного штрих-кода:

  • Перейти на сайт по ссылке
  • Добавить сайт в закладки
  • Набрать номер телефона
  • Отправить заложенную в код СМС-ку
  • Добавить контакт
  • Отобразить визитку
  • Показать некий текст (анекдот, код на скидку, секретное слово и т.д.)
  • Задать и показать координаты
  • Установить дату события
  • Дать WiFi настройки

Применение QR-кодов в ретейле

QR коды представляют для брендов, PR-компаний и маркетологов возможность организовать для покупателя что-то уникальное, инновационное и привлекающее внимание. Не стоит забывать, что применение технологии QR-кодов должно быть увязано с другими средствами вашей маркетинговой деятельности. Интеграция офлайн и онлайн возможностей через QR-коды может реально предложить что-то свежее, уникальное и интерактивное, увеличить ценность продукта и бренда таким образом, которым традиционные средства массовой информации и маркетинговой деятельности не могли достичь ранее.

На данный момент QR-коды для покупателей новинка, такие картинки им интересны, они хотят узнать, что за ними скрывается, куда они ведут. И если человек потратил своё время на сканирование штрих-кода, то он должен получить взамен что-то интересное, полезное, что не только компенсирует временные и психофизические затраты, но и создаст дополнительные положительные эмоции.

Без хорошей идеи и функциональности QR-коды будут полностью бесполезными. Это очень плохо, т.к. снижает интерес к двумерным кодам и разочаровывает покупателя в ретейлере. Но с другой стороны, удачная маркетинговая акция с QR-кодом повысит ценность бренда, предоставит вам безграничные возможности интернета, даст возможность заложить кирпичик в фундамент покупательской лояльности, позволит наладить диалог с покупателем, даст рекламу «из уст в уста».

QR-коды могут быть напечатаны/наклеены на упаковку или просто прикрепляться к полке, стене или другому объекту. Применять и размещать их очень легко, они не занимают много места. Способ применение QR-кодов зависит только от вашей фантазии. Мы же разберём наиболее стандартные.

image

Как и следовало полагать, широкое распространение QR-кодов для взаимодействия с потенциальным покупателем началось именно в журналах и бигбордах. Рядом со стандартным рекламным сообщением размещали QR код, который приводил покупателя на страницу компании, акции или карту размещения магазинов. Таким образом процесс взаимодействия с рекламным материалом расширяется – можно предоставить покупателю больше информации, завлечь покупателя дополнительными «фишками», время контакта человека с рекламой компании при этом значительно увеличивается, реклама запоминается, «цепляет».

image

Можно размещать QR-коды на любых носителях, не относящихся к СМИ: майках, визитках, стенах, каталогах, чеках, витринах. Так, размещённый в витрине магазина QR-код работает на ретейлера даже когда магазин закрыт. Вообще, размещённый в любом месте QR-код заставляет увидевшего его человека заинтересоваться, а куда меня этот код приведёт, что он мне полезного и интересного даст?

image

Это мобильные купоны на скидку. Мобильные купоны уже набирают огромную популярность, потихоньку вытесняя бумажные аналоги. Во-первых, QR-код можно использовать как купон – тогда его нужно считать сканером и предоставить скидку; во-вторых, при сканировании QR кода, размещённого на различных носителях, можно выдавать купоны на скидку.

Это мобильные стимулирующие программы (т.н. «программы лояльности»). Вместо физической карты, некоторые ретейлеры уже скидывают на телефон покупателя QR-код, который заменяет пластиковую бонусную или дисконтную карту.

Это быстрая ссылка на игры, конкурсы и т.п. проводимые ретейлером. Данная цель применения QR-кода одна из самых распространённых.

image

Это размещение QR-кодов упаковке, коробке для облегчения управления запасами, предоставлении продавцу и покупателю необходимой информации (см.далее). Автоматизация предоставляет многочисленные возможности: от ускорения проведения инвентаризации, до предоставления покупателям персональных скидок на нужные им товары.

Применение QR-кодов для повышения удобства покупателя:


Переход в онлайн по QR-коду даёт покупателю больше полезной информации, чем размещено на ценнике, упаковке товара:

  • сравнение товаров
  • более детальное описание товара
  • отзывы покупателей о товаре
  • в музыкальных магазинах можно предоставлять покупателю возможность прослушать часть песни из альбома, на который нанесён QR-код.
  • сканирование QR-кода выводит на страницу с информацией о наличии в магазине/на складе такой модели в других цветах и размерах

QR-код предоставляет возможность модной сегодня социализации: QR-коды позволяют ретейлеру предоставлять покупателю инструменты онлайн социализации: кнопку Like, размещение информации в Twitter, Facebook и т.п.

Применение QR-кодов в построении обратной связи:

Мгновенная обратная связь : отзыв о продукте, оценка товара, жалоба на обслуживание, предложение по улучшению работы магазина.

Применение QR-кодов для увеличения ценности продукта, бренда:

На упаковку продукта можно наносить QR-коды с дополнительным ценным контентом: советы по использованию (рецепты, где можно применить и т.д.), фото, видео по применению, рекомендации по дополняющим товарам (что может улучшить товар, с чем лучше носить, с чем сочетается, с чем нет), полезные программы для сотового телефона, тенденции в моде, сочетаемость цветов и пр.

В общем можно сказать, что недостаток места в торговом зале с помощью QR-кода можно компенсировать практически безграничными возможностями интернета, тем более, что к нужной информации можно прибегнуть в любое удобное время, а не только при нахождении в магазине. QR-коды в ненавязчивой форме дают людям то, что они хотят увидеть, то что они ищут, приносят пользу ретейлеру, при этом требуют скромной площади для размещения.

С помощью QR-кодов и интернета потенциально можно предоставить покупателю любой контент, который можно разместить в интернете: скидка, видео, детальное описание товара, игра, форма обратной связи, полезная информация, картинки, карта размещения объектов, интерактивная брошюра, регистрация в клубе потребителей.

Советы по применению QR-кодов в розницах

  • При предоставлении для скачивания или рекомендации QR-читалки проверьте максимально возможное количество программ, в том числе и платных. Выясните, какая из них наилучшим образом выполняют нужную вам функцию (меньше кликов, быстрее считывается, грузиться), ведь с каждым дополнительным кликом и секундой, понадобившейся покупателю для считывания QR-кода, снижается его эффективность.
  • Страница, на которую ведёт QR-код должна быть настроена под пользование мобильным телефоном, это не должен быть сайт для персонального компьютера. Функции, находящиеся на сайте, должны быть выполнимы даже старыми моделями телефонов.
  • Чем меньше информации заложено в QR-код, тем легче его считать, соответственно он быстрее грузиться. Поэтому, возможно, есть смысл пользоваться короткими ссылками, которые предоставляют различные бесплатные сервисы. Особенно это актуально для длинных ссылок, ведущих на результаты поиска или карту с координатами.
  • В QR-код (ссылку) можно заложить и определённый магазин и даже товар, таким образом можно локализировать предоставляемый покупателю контент, а также собирать информацию по местам считывания кода, интересуемым товарам.
  • Чтобы стимулировать покупателей пользоваться QR-кодами и интерактивными приложениями предоставьте им в магазине бесплатный WiFi.
  • Старайтесь любую функцию, предоставляемую QR-кодом социализировать – поделиться с друзьями, высказать мнение, добавить в «список желаний» и т.д.
  • Место размещения QR-кода должно быть доступно и удобно для сканирования мобильным телефоном. QR-код должен быть достаточно освещён, чтобы его быстро и точно сканировал телефон.
  • Контент, предоставляемый с помощью QR-кода, должен предоставлять реальную пре- и пост-продажную ценность и/или интерес для покупателя.
  • Предоставьте покупателю информацию о том как пользоваться QR-кодами, пусть ваши продавцы помогут в этом, научат. Расскажите своим покупателям о преимуществах использования QR-кодов.
  • Обучите персонал на тему использования QR-кодов.
  • Заинтересуйте покупателей QR-кодами, мотивируйте к первому и дальнейшему опыту использования QR-кода.
  • Слушайте своего покупателя. Он покажет вам с какими проблемами сталкивается при работе с QR-кодом, расскажет, что хотел бы видеть, получить от QR-кода, натолкнет на новые идеи.
  • Думайте о том, что люди делают с помощью мобильного телефона кроме звонков, что ищут и делают в интернете – это подскажет, как эффективно использовать QR-код.
  • Используйте QR-кода в комплексе с другими маркетинговыми программами, пусть они дополняют и повышают ценность друг друга.

Ошибки в применении QR-кодов в ретейле

  • Использовать QR-код, чтобы показать продукт со всех сторон – покупатель его и так видит, не надо размещать информацию, которую покупатель может найти в магазине.
  • Размещать QR-код на нижних полках, где покупателю придётся сгибаться, чтобы просканировать код, или за стеклянной витриной.
  • Отправлять покупателя на страничку не отформатированную под мобильный браузер.
  • Давать покупателю информацию, которая ему не слишком полезна или не интересна. Кстати часто по QR-коду размещают видео, хотя мобильный трафик дорог, а скорость соединения невелика.
  • Не обучить персонал в использовании QR-кода.
  • Размещать по QR-коду неактуальную информацию: не о том продукте, несовпадающие с магазинными цены.


Примеры применения QR-кодов

Из опыта применения QR-кодов хрестоматийными примерами уже стали Best Buy и Tesco.

Сеть Best Buy разместила в своих магазинах на ценниках QR-коды, по которым покупатель мог сравнить товары, узнать их рейтинг, отзывы других покупателей.

Tesco разместила в метро стену с товарами, а на них QR-коды. Люди сканировали код, добавляли в «корзину», оплачивали, а по приезде домой им уже приносили сделанный не заходя в магазин заказ.

Какое будущее у QR-кодов

Несомненно, технологии развиваются очень быстрыми темпами и мало кто может предсказать успех той или иной идеи. Но сейчас в ретейле наблюдается развитие прямого конкурента QR-кодов – это бесконтактная технология взаимодействия с покупателем NFC. Пока она только тестируется и возможно станет не конкурентом, а технологией-союзницей. Однако не будем забывать и о минусах QR кодов, которые возможно сами заведут развитие данной технологии в тупик (обязательное наличие специальной программы, дополнительные клики, время на считывание). Опыт же азиатского рынка, где QR-коды получили широчайшее распространение, позволяет сказать, что потенциал технологии у нас пока абсолютно не раскрыт и данная технология при правильном применении будет весьма полезна нашей рознице.

Изофатов Дмитрий (roznicy.ru)

19 Июнь 2012
Источник: http://moneyfest.biz.ua

Комментарии

  • VКонтакте
  • Facebook
Следующая новость: Бронзовый призер Канн в категории Promo & Activation
Предыдущая новость: Новые Мегапобедители получили смартфоны от «МегаФона»